Японские аниме-студии
В отличие от знаменитых голливудских студий, японские студии, создающие
анимацию, - предприятия небольшие. Редко на какой из них работает более
сотни человек.
Не лучше обстоит дело и с финансированием. В отличие от крупных американских
(и японских) киноконцернов, самостоятельно решающих, что и когда снимать,
аниме-студии полностью зависят от финансирования, которое им предоставляют
гиганты японской промышленности, производящие в том числе и сопутствующие
товары: игрушки, компакт-диски, игровые приставки и так далее.
Как же эта система ухитряется создавать такую интересную и разнообразную
анимацию? С помощью развитой системы горизонтальных связей и благодаря
взаимоуважению финансистов и создателей аниме.
Обычно аниме-студии работают по заказам. Формируют заказ команда продюсеров
- представителей будущего распространителя аниме (ТВ-компании, видеостудии
или кинопрокатчика), будущего производителя сопутствующих товаров и
обладателя коммерческих прав на произведение, если речь идет об экранизации
манги или книги.
Продюсеры согласовывают формат будущего аниме, уточняют подробности его
финансирования, формируют условия, которые должны соблюсти создатели аниме в
процессе производства. Например, речь может идти о необходимости создать не
менее 7 моделей боевых роботов для будущих игрушек или включить в аниме не
менее 5 песен для "раскрутки" тех или иных исполнителей.
Совместно с продюсерами концепцию будущего аниме разрабатывают планировщики,
которые создают ее творческую часть - скажем, какие фрагменты манги надо
экранизировать, какие глобальные изменения внести в сюжет и так далее.
Заметим, что идея аниме может исходить и "снизу", непосредственно от студии,
но и в этом случае она будет тщательно изучаться и согласовываться.
Готовую идею предлагают аниме-студии. Критерии выбора, какой именно студии
предложат работу, бывают самые разнообразные. Обычно, впрочем, крупные
заказчики стараются найти студию для долговременного сотрудничества и все
свои проекты размещать именно там. Естественно, один заказчик может работать
и со многими студиями.
Если речь идет о масштабном и амбициозном проекте, то продюсеры заказчиков
могут сформировать консорциум, который объединит усилия сразу нескольких
небольших студий. Это делается для удобства координации работы всех
участников проекта, а также для сосредоточения всех прав на проект в одних
руках.
Примерно на этом этапе к процессу создания аниме подключается будущий
главный режиссер. Он может быть либо сотрудником студии-производителя, либо
независимым профессионалом. В отличие от продюсеров, которые занимаются
финасово-организационной частью проекта, главный режиссер отвечает за его
художественную часть. Он окончательно устанавливает жанр и стиль аниме,
формирует его дизайн, подбирает озвучивающих актеров и управляет
производством. Также он участвует в создании сценария и рисует режиссерскую
раскадровку - "сценарий в картинках", который графически описывает основные
моменты будущего аниме.
Под руководством главного режиссера работают авторы сценария, создатели
персонажей, художники-постановщики, режиссеры-постановщики, отвечающие за
собственно процесс создания анимации, аниматоры, актеры, звукооператоры и
так далее. Композитор обычно подчиняется продюсеру, так как музыка - важный
элемент сопутствующих товаров, и ее создают в соответствии с желаниями
заказчиков.
Наиболее трудоемкая часть создания анимации - фазовка (покадровое рисование
на целлулоидных листах, которое делается на основе раскадровки -
последовательности ключевых кадров аниме, созданной, в свою очередь, на
основе режиссерской раскадровки). Помимо трудоемкости, она еще и
сравнительно неинтеллектуальна, хотя требует большого терпения и прилежания.
В настоящее время в мире идет активный процесс замены фазовщиков на
компьютеры, но в Японии многие студии, за неимением возможности вкладывать
деньги в компьютерную технику, предпочитают заказывать фазовку
фирмам-субподрядчикам из Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Но
дешево - далеко не всегда качественно, и любой японский аниматор со стажем
может рассказать многое о ляпах, которые субподрядчики допускают. Работа с
ними напоминает "русскую рулетку", причем иногда с не менее
катастрофическими последствиями.
Усилия, которые аниматоры вкладывают в контроль качества своей работы, прямо
зависят от типа анимации, которую они производят. Студии, создающие
ТВ-анимацию, вынуждены работать в очень сжатые сроки, поэтому у них обычно
нет времени на выявление всех допущенных ошибок. Опять же, ТВ-сериалы не
предназначены для постоянного пересмотра, поэтому большую часть ошибок в них
зритель все равно не замечает. Видео- же и полнометражная анимация делается
в чуть более свободные сроки, и контроль качества там куда серьезнее и
важнее.
Аниме-студии делятся на две неравные группы. Первые (их больше) создают в
основном анимацию для ТВ, они лучше умеют соблюдать сроки, но общее качество
их анимации обычно ниже. Таковы, например, "Studio Pierrot" и "Studio Deen".
Вторые (их существенно меньше) предпочитают жертвовать количеством во имя
более высокого качества. Они обычно создают полнометражную и видеоанимацию.
В их число входят такие студии, как "Studio Ghibli" и "Madhouse".
Больной вопрос в аниме-индустрии - оплата работы создателей аниме. Как уже
неоднократно отмечалось, авторские права на их работу принадлежат не им, а
заказчикам. Поэтому аниматоры лишены возможности зарабатывать деньги за счет
продажи смежных прав и получения процентов с продаж и довольствуются только
оплатой, которая полагается им по контракту с заказчиком.
Для того, чтобы обойти это ограничение и получить хоть что-нибудь сверх
обычной оплаты, студии пытаются выкупить назад хотя бы некоторые права на
свои разработки, сами создают правообладающие консорциумы и так далее.
Однако эта деятельность затрудняется из-за того, что у студий не так много
свободных оборотных средств - именно потому, что их работа недостаточно
хорошо оплачивается.
В такой ситуации студии всячески пытаются прирабатывать - делают анимацию
для компьютерных и приставочных игр, выпускают каталоги своих работ, сами
начинают создавать компьютерные игры и CD-галереи. У студии "Gainax",
скажем, деятельность такого рода на определенном этапе полностью вытеснила
собственно создание анимации.
Трудности с оплатой заключаются и в том, что ее необходимо делить на
значительно большее количество "ртов", чем при создании манги. Поэтому
талантливый и трудолюбивый мангака может стать долларовым миллионером, не
достигнув и тридцати лет (как это произошло, скажем, с Такахаси Румико), а
вот аниматору в Японии сложно не то что стать богачом, но и, хотя бы,
обрести финансовую независимость от работодателя.
При такой системе аниме-студии буквально работают не за совесть, а за страх
- халтурная работа может спровоцировать заказчиков следующий заказ
разместить у другой студии. По этой же причине аниме-студии предпочитают
делать ТВ-сериалы - менее строгий контроль качества и больший срок, в
течение которого платят контрактные деньги.
Кстати, большая часть коммерческих провалов аниме происходит не по вине
студий и аниматоров, а по вине заказчиков и планировщиков, неверно выбравших
произведение для экранизации, придумавших неинтересную идею или неправильно
организовавших рекламу и маркетинг созданного аниме.
Почему же, несмотря ни на что, много молодых и талантливых людей идет
работать в аниме-студии, а не в крупные банки и концерны? В первую очередь,
все дело в амбициях японской молодежи. До самого последнего времени добиться
значительной должности в крупной фирме можно было только в весьма солидном
возрасте (примерно лет с 50). Аниме-студии же - организации куда более
демократичные, и молодой, способный и ответственный молодой человек (или
девушка, что тоже существенно) может сравнительно быстро получить
руководящий пост.
Заметим, что шансов пробиться в шоу-бизнесе значительно меньше, а в создании
манги - невозможно. Здесь можно стать богачом, но нельзя стать начальником.
^_^ Ведь и манга-издательства, и музыкальные концерны - это тоже огромные
фирмы, и там действуют обычные японские "законы" выявления кандидатов в
начальники.
Описанная выше причина может показаться странной и вызвать недоверие. Однако
это действительно так. Приведу пример из другой области. Одной из причин
того, что множество молодых японцев примкнуло к печально известной секте "Аум
Синрикё", сами ребята называли возможность быстро стать менеджерами (причем
с мизерной зарплатой) на организованном сектой производстве компьютеров.
Не надо забывать о том, что Япония - страна бодрых пожилых людей,
сохраняющих работоспособность до глубокой старости. Конечно, в таких
условиях молодым людям трудно себя проявить. Производство же аниме требует
большого напряжения и энтузиазма. Становясь старше, аниматоры с
удовольствием предоставляют дорогу молодым коллегам, поскольку сами они уже
не в силах так сильно "вкладываться" в работу. Себе же они оставляют роль
уважаемых "сэнсеев".
Вот таким образом они и работают - небольшие и бедные аниме-студии, между
молотом заказчиков и наковальней зрителей, ухитряясь угождать и первым, и
вторым, и собственным творческим интересам. Как им только это удается? ^_^
© anime.dvdspecial.ru
©Animekos.narod.ru 2007 Веб мастеринг Kosport
Аниме, Манга, Арт и многое другое...
Ссылки: